Разработка
Разработка

Организационная структура управления конструкторской службой представляет собой комплекс подразделений, объединенных общими целями и задачами по созданию образцов новой техники и освоению их в серийном производстве. При главном конструкторе на правах совещательного органа создан технический совет (ТС), состоящий из ведущих специалистов предприятия. Для отработки, доводки экспериментальных, макетных и опытных образцов создали лабораторию образцов новой техники (ЛОНТ). С целью выполнения предварительных, эскизных и технических проектов, разработки технических заданий, рабочей конструкторской и отчетной научно-технической документации был создан конструкторский отдел (КО). Конструктор, создатель изделия, проводит его через все этапы НИОКР и передает документацию на опытный образец в серийное производство. Серийный конструкторский отдел (СКО) совместно с отделом главного технолога производят дальнейшую доводку изделия применительно к условиям серийности, обеспечивают документацией подразделения предприятия, решают вопросы по ее корректировке в ходе серийного производства.


Эффективное выполнение НИОКР невозможно без специализированных функциональных подразделений: бюро нормализации и стандартизации (БНС) и отдела научно-технической информации и патентов (ОНТИиП). БНС обеспечивает проведение нормоконтроля конструкторской документации. ОНТИиП организует разработку тематических отчетов, оказывает помощь в выявлении патентоспособных решений и оформлении патентов на изобретения. В связи с переходом предприятия на статус ПКП, а затем и НПП, организована комплексная испытательная исследовательская лаборатория (КИИЛ), позволяющая расширить круг решаемых задач – проведение механических, климатических, комплексных и экспериментальных испытаний, связывающих исследовательские и проектно-конструкторские работы с производством, в условиях, приближенных к условиям эксплуатации агрегатов и систем для авиации, флота, МЧС и медицины.Сегодня испытательный комплекс оснащен оборудованием на уровне НИИ. Пожалуй, КИИЛ ОАО «НПП «Респиратор» является уникальным подразделением предприятия в регионе. Он предназначен для проведения испытаний на подтверждение показателей надежности и стойкости к внешним воздействующим факторам при проведении НИР, ОКР, модернизации серийных изделий.


Первой большой самостоятельной работой коллектива конструкторского бюро стало участие в Государственном контракте по созданию унифицированной кислородной системы гражданских самолетов семейства Ту-334. Разработанный эскизно-технический проект кислородной системы получил высокую оценку как государственного заказчика, которого представлял ОАО «Росавиакосмос», так и потенциального потребителя – ОАО «Туполев». Задел, созданный при выполнении разработки, позволил в дальнейшем перейти к двум другим значительными работам по созданию кислородных систем для объектов специального назначения разработки ОАО «Туполев». Так Респиратор стал поставщиком полного комплекта кислородной системы для самолёта Ту-204-СМ.Один из ответственных видов деятельности КБ − представление разработанных изделий на сертификацию. Свидетельства Авиационного регистра МАК о годности получили: блок кислородного оборудования БКО-5К, аварийно-кислородные блоки АКБ-204 с химическим генератором кислорода, АКБ-204/42, кислородная маска для пассажира МКП-Р96. Масштабные опытно-конструкторские работы проведены по созданию кислородно-дыхательной аппаратуры (КДА) и бортовой кислорододобывающей установки (БКДУ). Современная авиационная КДА − это сложный комплекс, обеспечивающий в сочетании со снаряжением не только защиту летчика от неблагоприятных факторов высотного полета, но и повышение переносимости пилотажных перегрузок. Создание БКДУ решает одну из главных задач развития кислородных систем для экипажей самолетов по обеспечению кислородом на любое время полета. Опытный образец БКДУ разработан в рамках конкурса, организованного АООТ «ОКБ Сухого». По итогам конкурса предпочтение отдано разработке ОАО «ПКП «Респиратор», которому АООТ «ОКБ Сухого» и выдало техническое задание на ОКР по кислородной системе с БКДУ. Совместно с АООТ «ОКБ Сухого» велись работы по созданию кислородной системы для экипажей истребителя пятого поколения.


Положительная репутация конструкторского бюро Респиратора и, предприятия в целом, а также перспектива и масштабность задач и возможностей по их воплощению, привлекла в отдел многих ведущих специалистов − В.Г. Замятина, С.Н. Балденкова, А.В Ковалева, Р.А. Чубанова. Они не только значительно укрепили отдел, но и фактически создали новое направление тематики разработок предприятия, а именно, морской и водолазной техники. Под их руководством и при непосредственном участии созданы образцы новых воздушно-дыхательных аппаратов и комплектующих, таких как акваланг АВМ-15, воздушно-дыхательный шланговый аппарат для водолаза ШАП-Р, воздушные регуляторы ВР-171, ВР-171С, ВР-172, ТРВР-250/25, лёгочные автоматы для водолазных дыхательных аппаратов ЛАМ-17 и ЛАМ-17Д и т.д. Вся созданная по новому направлению техника получила высочайшую оценку, выраженную в полученных сертификатах АСС МЧС, а также в отзывах потребителей на различных выставках и салонах.


Несколько масштабных тем разрабатываются совместно с научно-исследовательскими организациями. Совместные исследования поднимают качество разработок отдела на совершенно новый уровень, определяя их как опережающие технологии, что в дальнейшем обеспечит присутствие ОАО «НПП «Респиратор» на всех перспективных образцах отечественной и зарубежной авиационной техники. Тема, выполняемая в рамках ФЦП до 2020 года, обозначена названием «Конкурентоспособность-1» и подразделяется на следующие работы: создание кислородной системы перспективных самолетов, разработка системы пожарной защиты и работа в части повышения безопасности полетов. Большая работа по созданию унифицированного аварийного кислородного блока с химическим генератором кислорода, предназначенным к применению на самолетах Ан-148, Ан-158, Як-42 была проведена В.С. Ермаковым и А.В. Лавровым.